Птицы. Содержание, приручение, лечение. Попугаи, врановые, певчие, хищные птицы, совы, голуби.
title
Description
Body
Да, Елена, верно!
Это Гоголь и «Мёртвые души».
Упоминаемые персонажи – Манилов, Коробочка и Собакевич.
А фамилия Чичиков, судя по записанной самим Николаем Васильевичем загадке:
«Бiгла чечiточка мимо моi ворiточка, вибiг чичик, - вона й стала»
произошла от птицы чечётки.
Чичик - это самец чечётки.
Для Гоголя птичья тема всегда была очень важна и всегда что-то значит.
Вот какое рассуждение содержится в 5 главе «Мертвых душ» об имени, имеющем «птичий» оттенок:
«Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света.
И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».
Неактивен
https://www.youtube.com/watch?v=DhQS51SSzuY
Добавлено спустя 3 минуты 45 секунд:
Только на днях пересмотрела "Мертвые души", и тут же вдогонку пересмотрела "Птица Гоголь" . Сам Гоголь Николай Васильевич тоже Птица! Спасибо Ольга опять, за интересный вопрос, ни за что бы даже не подумала про Чичикова...
Неактивен
sokol пишет:
Сам Гоголь Николай Васильевич тоже Птица!
Однозначно!
И не только по фамилии.
Какая точная у него птичья лексика в текстах: Чичиков "чистит пёрышки" перед зеркалом, у деревенских девушек "походка павлином", мужик, переодетый в европейскую одежду, "выступает по-журавлиному"...
Гоголь прекрасно разбирался чем ворона отличается от грача, от галки, в отличии от большинства своих соотечественников, был внимательным натуралистом.
Гоголь - свой среди птиц.
Наталья, спасибо за замечательный фильм!
Неактивен
Произведения этого писателя, поэта и драматурга переведены на десятки языков, многие из них экранизированы.
Его персонажи (в том числе пернатые) любимы и известны во всем мире.
Например, главным героем его немного сюрреалистической интерпретации известной басни является, конечно же, птица.
Пернатые персонажи в его произведения выписаны с любовью и иронией.
И не случайно.
В его доме всегда было много птиц.
Птицы приходили в его дом из орнитологического отдела зоопарка, с которым у него была договоренность.
Совы, вОроны, ворОны, галки, попугаи, синички, воробьи…
Кто же он?
Отгадаете, приведу пару небольших рассказиков о взаимоотношениях вОрона в его доме с другими домочадцами.
Неактивен
А я думала, что после наводки:
Ольга14 пишет:
Например, главным героем его немного сюрреалистической интерпретации известной басни является, конечно же, птица.
ответ будет незамедлительно.
А между тем, как только это басенка, излагаемая забывчивым двоечником, была положена на музыку и экранизирована, она сразу стала очень популярной!
А композитора до сих пор задаривают игрушками и фигурками персонажа басни - птицы... эээ... из семейства врановых.
Неактивен
Шикарно!!!!!Успенский Эдуард и Гладков Геннадий и про вОрона который у Успенского живет я ведь слышала.Совсем не соображаю. В детстве как я смеялась над Крокодилом Геной, старухой Шепокляк. Дядька говорят противный, а такое насоздавал. Спасибо Ольга, за воспоминания.
Старуха Шепокляк подглядывала за Крокодилом и его друзьями которые играли мячиком на резинке, в общем залетел он к ней в рот как-то и застрял там, она побежала к врачу и говорит ему-шубу шубу шу(через мяч шамкает).Врач спрашивает- Вы иностранка? Ей это лестно показалось, она радостно закивала головой, врач говорит -мы иностранцев не обслуживаем, и выставил ее, в общем мячик к вечеру размок и она его достала. Вот вспомнила...
Неактивен
Наталья, все верно!
Эдуард Успенский, Геннадий Гладков и «Пластилиновая ворона» - чудесная песенка, интерпретация басни Крылова в исполнении забывчивого двоечника.
sokol пишет:
Дядька говорят противный, а такое насоздавал.
Успенский, кстати, говорил, что Шапокляк он списывал с себя.
Эдуард Успенский к моменту написания текста к мультику был уже широко известен во всем мире.
Его Чебурашку обожали в Японии и Китае, дядю Федора, Матроскина и галчонка Хватайку – в Европе, а старуху Шапокляк – в Америке.
А вот Геннадия Гладкова эта песенка прославила, и ему стали дарить самых разных ворон.
И до сих пор дарят!
Пришлось даже делать специальный стеллаж.
Его самая любимая ворона размером меньше рубашечной пуговицы.
Мультик пробудил познавательный интерес детей к воронам.
А вот история от исполнителя песни – Александра Левенбука:
"В детстве мой сын почему-то очень любил ворон. Говорить еще не умел, но произносил «кар» и бежал на улице к этим птицам. А когда подрос и стал школьником, по Интернету достал себе… ворону. Птица с немножко поврежденным крылом жила у нас дома несколько лет. А когда мы переезжали из одной квартиры в другую, сын подарил ее в очень хорошее место — частной гостинице в Подмосковье. Там у вороны изумительный вольер — двадцатиметровый!
И вот что интересно. Ворона так привязалась к сыну, что когда он приезжал к ней и выпускал из вольера, она взлетала на дерево, а потом, возвращаясь в вольер, всегда садилась ему на руку. Может быть, птица смотрела мультфильм и так полюбила моего сына? Это единственная версия).
Правда, был однажды такой случай. Ворона взлетела на дерево и не захотела спускаться. Ребенок ушел в слезах. А когда вернулся, она все-таки спустилась. Мальчик был горд, словно на руке у него сидела не ворона, а сокол. Прошли годы, а ворона еще жива. Сын звонит в эту подмосковную гостиницу, где она обитает, узнает, как ей живется."
У Эдуарда Успенского, как я уже говорила, жило множество птиц.
Его ручная галка-проказница во время работы выхватывала на лету лист из печатной машинки, сигарету изо рта.
Были у Эдуарда Успенского и вОроны, я читала о двух – Клавдии и Красе.
Вот зарисовки о вОроне Клавдии.
Вначале речь идёт о одной собаке, терроризирующей других собак – Пиявке.
"… Слава Богу, один из наших питомцев, ворон Клавдий, не подчинился Пиявке. Он, наоборот, доводил её до сумасшествия.
Она обычно подбегала к его вольеру и начинала получасовое тявканье. Это её беспрерывное тяв-тяв-тяв… тянулось километрами и часами с небольшими перерывами на набирание воздуха.
Ворон тоже научился лаять. Но он лаял спокойно и важно: «Ав! Ав! Ав-ав!»
Он подходил к краю вольера и клевал Пиявку в нос. Она хотела схватить его за клюв, а он прицельно клевал и клевал её в нос.
Когда ворону давали мясную кость, как деликатес, Пиявка первым делом неслась к ворону и поднимала дикий скандал – как так, почему это кость посмели отдать не Пиявке, а какой-то глупой носастой собаке?
Однажды ворон поразил нас. Вместо того чтобы взлететь на шест в вольере и там спокойно разбираться с костью, он опустился на пол, подошёл к сетке, лёг на бок на крыло и, взяв кость одной лапой, стал качать её перед носом Пиявки.
Вопль, который подняла Пиявка, был невероятный. Это было длиннющее: «Тяяяяяяяяя… на полкилометра… яяяв!» Мне кажется, Пиявка не умерла от злости только потому, что потеряла сознание.
…
У нас в вольере, отчасти выходящем на улицу, жил ворон Клавдий. Тот самый, который дразнил Пиявку костью. Он немного умел говорить.
Однажды к нам пришла очень довольная собой старушка и заявила:
– А я с вашим вороном разговаривала.
– Как вы с ним разговаривали?
– Я ему говорю: «Карлуша, Карлуша», а он мне говорит: «Иди отсюда!»
Мы оторопели. Чтоб наш Клавдий говорил такое! А потом мы подумали и поняли. Когда мы разговаривали с вороном, Пиявка постоянно мешалась. Она бегала вокруг вольера и лаяла. И мы всегда кричали ей:
– Иди отсюда. Иди отсюда!
Вот он и научился. Вороны очень способные."
И, напоследок, стихотворение Эдуарда Успенского «Птичий рынок»
Птичий рынок,
Птичий рынок…
Сдвинув шапку набекрень,
Между клеток и корзинок
Ходит парень целый день.
Ходит, птицу продает,
Только птица не поет,
И никто за эту птицу
Ни копейки не дает.
Ходит парень,
Морщит лоб.
Вдруг о землю
Шапкой хлоп:
— Налетайте всем базаром,
Забирайте птицу даром!
Удивляется народ,
Но и даром не берет:
Для чего ее неволить,
Если птица не поет?
Думал-думал продавец
И решился наконец:
Клетку наземь опустил,
Птицу взял и отпустил.
Растерялась пленница —
Видно, ей не верится:
Только что сидела в клетке,
А теперь сидит на ветке.
Посмотрела на народ,
А потом как запоет!
Чудо-песню,
Диво-песню
Молча слушал весь базар.
Продавец забыл про сдачу,
Покупатель — про товар,
Старшина — про беспорядки,
Ротозеи — про перчатки.
В песне той
Звенели льдинки
И звучало торжество.
В этот день
На птичьем рынке
Не купил я
Ничего!
Неактивен
В его лирике очень много птиц – ласточки, сороки, снегирь, филин, малиновка, синица, кулик, сыч, ястреб, соловей – всех не перечислишь…
Но особенно много ворон, любимых его птиц, несущих важную смысловую нагрузку в его произведениях - символизирующих естественность, поэзию в серости мира, являющихся свидетельницами важных моментов жизни, символом родины…
Диалог. 1962
"Там он лежит, на склоне.
Ветер повсюду снует.
В каждой дубовой кроне
сотня ворон поет."
"Где он лежит, не слышу.
Листва шуршит на ветру.
Что ты сказал про крышу,
слов я не разберу."
"В кронах, сказал я, в кронах
темные птицы кричат.
Слетают с небесных тронов
сотни его внучат."
"Но разве он был вороной:
ветер смеется во тьму.
Что ты сказал о коронах,
слов твоих не пойму."
"Прятал свои усилья
он в темноте ночной.
Все, что он сделал: крылья
птице черной одной."
"Ветер мешает мне, ветер.
Уйми его, Боже, уйми.
Что же он делал на свете,
если он был с людьми."
"Листьев задумчивый лепет,
а он лежит не дыша.
Видишь облако в небе,
это его душа."
"Теперь я тебя понимаю:
ушел, улетел он в ночь.
Теперь он лежит, обнимая
корни дубовых рощ."
"Крышу я делаю, крышу
из густой дубовой листвы.
Лежит он озера тише,
ниже всякой травы.
Его я венчаю мглою.
Корона ему под стать."
"Как ему там под землею."
"Так, что уже не встать.
Там он лежит с короной,
там я его забыл."
"Неужто он был вороной."
"Птицей, птицей он был."
Это одно из самых загадочных стихотворений Поэта.
По одной из версий литературоведов, Поэт посвятил его Эдгару По – Птице, жившей среди людей.Удивительное стихотворение, на мой взгляд, помимо глубокого метафизического смысла, еще по передаче звука - беседы сквозь ветер.
Шествие 1961.
...
Вот пешеход по городу кружит,
И снегопад вдоль окон мельтешит,
Читатель мой, как заболтались мы,
Глядишь и не заметили зимы.
Пустеть домам и улицам пустеть,
Деревьям, не успевшим облететь,
Теперь дрожать, чернеть на холоду,
Страдать у перекрестков на виду;
А мы уже торопимся, живем
При полумраке полумрак жуем,
Не отличая полночь от зари,
И целый год не гаснут фонари,
И все кто мог, уехали давно.
По вечерам мы ломимся в кино,
По выходе мы снова в лапах вьюг.
И птицы унеслись на юг,
И голоса их в Грузии слышны:
Одни вороны северу верны,
И в парках, на бульварах городских
Теперь мы замечаем только их,
И снова отражается в глазах
Их каркающий крестик в небесах,
И снежный город холоден и чист,
Как флейты Крысолова свист.
Воронья песня.1964
Снова пришла лиса с подведенной бровью,
снова пришел охотник с ружьем и дробью,
с глазом, налитым кровью от ненависти, как клюква.
Перезимуем и это, выронив сыр из клюва,
но поймав червяка! Извивайся, червяк чернильный
в клюве моем, как слабый, которого мучит сильный;
дергайся, сокращайся! То, что считалось суммой
судорог, обернется песней на слух угрюмой,
но оглашающей рощи, покуда рощи
не вернут себе прежней рваной зеленой мощи.
Знать, в холодную пору, мертвые рощи, рта вам
не выбирать, и скажите спасибо нам, картавым!
***
Октябрь - месяц грусти и простуд,
а воробьи - пролетарьят пернатых -
захватывают в брошенных пенатах
скворечники, как Смольный институт.
И воронье, конечно, тут как тут.
Хотя вообще для птичьего ума
понятья нет страшнее, чем зима,
куда сильней страшится перелета
наш длинноносый северный Икар.
И потому пронзительное "карр!"
звучит для нас как песня патриота.
1967
ЕВРЕЙСКАЯ ПТИЦА ВОРОНА...
"Еврейская птица ворона ,
зачем тебе сыра кусок?
Чтоб каркать во время урона,
терзая продрогший лесок?"
"Нет! Чуждый ольхе или вербе,
чье главное свойство -- длина,
сыр с месяцем схож на ущербе.
Я в профиль его влюблена".
"Точней, ты скорее астроном,
ворона, чем жертва лисы.
Но профиль, присущий воронам,
пожалуй не меньшей красы".
...
А в этом стихотворении Поэт рассуждает, каково же реальное место человека и птицы в иерархии нашего бытия.
Садовник в ватнике, как дрозд,
по лестнице на ветку влез,
тем самым перекинув мост
к пернатым от двуногих здесь.
Но, вместо щебетанья, вдруг,
в лопатках возбуждая дрожь,
раздался характерный звук:
звук трения ножа о нож.
Вот в этом-то у певчих птиц
с двуногими и весь разрыв
(не меньший, чем в строеньи лиц),
что ножницы, как клюв, раскрыв,
на дереве, в разгар зимы,
скрипим, а не поем как раз.
Не слишком ли отстали мы
от тех, кто "отстает от нас"?
Помножив краткость бытия
на гнездышки и забытье
при пеньи, полагаю я,
мы место уточним свое.
1964.
А об отношениях Поэта и кошек – это отдельная история.
Неактивен
художник-акварелист Сергей Темерев, очень выразительные и харАктерные враны:
https://www.facebook.com/pg/sergey.teme … tn__=-RH-R
Неактивен
Добрый День всем! Вот интересная вещь- нарисованные вороны( и вообще все) интереснее живых, уличных, и уличные интереснее своих, домашних. Сила искуства. Я не очень умею это объяснить и описать. Что-то такое художник успевает зафиксировать, что ли.. Спасибочки вам!!!!
Неактивен
Неактивен
Ольга, Ой хорошо! Хорошо!!!! только мне кажется у Бусона не вороны, а грачи...носы лысые. И у Констанди тоже грачи. А у Чиркова вороны настоящие, мокрые, всегда на мокрых смотреть печально. Ольга Спасибочки!!!!
Неактивен
sokol пишет:
только мне кажется у Бусона не вороны, а грачи...носы лысые. И у Констанди тоже грачи.
По Констанди тоже обратила внимание - грачиков художник написал.
А у Бусона мне вообще кажется, что вОроны - по позам и выражениям лиц.
Только стилизованные, все-таки это не масло, а гравюра на дереве.
Неактивен
Известный русский художник, передвижник, мастер исторических полотен, реалист, но не чуждый импрессионизма и понимающий живопись Пикассо, встретил как-то на своем жизненном пути птицу.
И эта встреча не только запомнилась ему надолго, но и послужила ключом к написанию им известнейшей картины.
Как он сам говорил потом, что вряд ли бы написал эту картину, если бы не эта встреча.
Кто этот художник, какая птица встретилась ему и что за картина?
Неактивен
Наталья, эта птица, встреча с которой оставила сильное впечатление у художника и явилась ключом к написанию картины, была ... ворона.
Сам художник так писал об этом Максимилиану Волошину:
"...А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, чёрным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал. "
Давно Василий Суриков хотел написать "Боярыню Морозову".
Но никак не приходил замысел, как это сделать.
И вот вспомнив эту давнюю, но не забытую, встречу с вороной на снегу, художник сразу "увидел" будущую картину, её световое, композиционное решение, показывающее конфликт общества и личности, харАктерную позу и выражение силы духа главной героини.
Угадывается ворона в образе боярыни на картине, не правда ли?
Отредактировано Ольга14 (2018-12-23 15:59:47)
Неактивен
Ольга, ну надо же...как у них это все, мозг замечательно работает, может все достать нужное, в нужный период. Шикарная история. Это конечно не в тему, но- вот сила которая передается людям через плоский (казалось бы) холст изрисованый...необъяснимая загадка. У меня только от названия сразу мурашки по коже, какая сила! спасибо ВОРОНЕ!!!! Ездили 2 раза в "Пенаты" Репина Ильи Ефимовича. Стыдно властям содержать музей в таком запустении. Одна картина стоит столетнего содержания всего дома, парка, обслуживания...конечно не в ту степь я...
Неактивен
"... Нет, это не должно умереть для потомства: дети Лозинского гуляли по Каменноостровскому — и вдруг с неба на них упал фунт колбасы. Оказалось, летели вороны — и уронили, ура! Дети сыты — и теперь ходят по Каменноостровскому с утра до ночи и глядят с надеждой на ворон."
К. Чуковский. "Дневник". Май 1919г.
Неактивен
Олғга, как здорово! читала дневники Чуковского, давно и один раз толғко, но помнө что была оченғ долго под впечатлением. ( у менә комп чудесит- перклөчилсә на азербајджанскуө кирилиүу, и ни куда болғше. Все способы перепробовала, ни в какуө, вот так и пишу, с азербајджанским акүентом...) с техникој у менә нет отношениј. В каждој живет своә развесело-подлаә душа. Че хочет- то и творит...Всем удачи и здоровғә
Неактивен
дима х пишет:
А ворона может поднять такой большой груз?
Конечно нет...
Творческим натурам свойственно преувеличивать.
Неактивен
А вот кто знает, какая царская особа любила общаться с воронами?
Для этого утром во дворце открывалось окно и на кормежку прилетало около сотни птиц.
Причём, по свидетельствам очевидцев и историков, это были именно ворОны, а не голуби, как позднее переиначила народная молва.
В саду этой особы было много разных экзотических птиц, среди них - американские вороны.
Эти вороны-иностранцы обладали очень непростым характером, но в нашей особе они души не чаяли.
Неактивен